Лечебная физкультура при ревматоидном артрите

ЛФК для больных ревматоидным артритом показана на всех стадиях заболевания после купирования острого процесса. Больным с высокой активностью процесса показано лечение положением, коррекция сводов кисти, дыхательные упражнения и т.п.
Противопоказания к назначению ЛФК у больных ревматоидным артритом:

  • высокая (III степень) активности процесса, с выраженным болевым синдромом и большими экссудатавными явлениями в суставах;
  • выраженные поражения внутренних органов с достаточностью их функций (плевриты, пневмонии, кардщы, нефриты, васкулигы) и др.;
  • общие противопоказания к назначению ЛФК: инфекции, лихорадка, острые и подострые заболе­вания внутренних органов, сердечно-сосудистая недостаточность II-III степени и др.

Проведение ЛФК у больных ревматоидным артритом рекомендуется после приема анальгетиков и миорелаксантов, которые уменьшают утреннюю скованность и болевой синдром.

Физические упражнения обычно выполняются без предметов и с предметами: палки, скакалки, кегли, мячи, шарики, конусы. Кроме того используются скамейки и гимнастические стенки. В последнее время используются специальные установки, где выполнение упражнений проводится с помощью подвесов, блоков и грузов.

В занятиях ЛФК различают 3 периода:
  1. Подготовительный период — продолжается 10-15 мин, в течение 2-3 дней. Цели и задачи: обучение расслаблению, научить больного правильно дышать, сочетая упражнения с дыха­нием. Подготовить больного к предстоящим нагрузкам.
  2. Основной или тренирующий период — продолжительность занятий 25-30 мин, 10-15 дней. Цели и задачи: укрепление мышечной силы, восстановление основной функции опорно-двигательного аппара­та — увеличение амплитуды движений в суставах.
  3. Заключительный период — проводится за 3-5 дней до выписки из стационара и дается задание на дом. Цели и задачи: подготовка больного для проведения занятий в домашних условиях.


Ранние занятия ЛФК способствуют предупреждению ограничений и восстановлению двигательной функции. В остром периоде заболевания и при обострении хронических полиартритов, в период высокой активности ревматоидного процесса проводится лечение положением. По мере снижения активности и при наличии наклонности к контрактурам следует выполнять пассивные упражнения с помощью методиста.
Лечение положением
  1. Кровать должна быть ровной не прогибаться, лучше под матрац положить щит.
  2. Стопы должны быть в упоре, к ножному концу кровати ставят ящик или картонную коробку, или специальные подставки под стопы.
  3. Чаще менять положение лежа, сидя, для облегчения подъема к ножному концу кровати привязывают прочные «вожжи».
  4. Для кисти — расслабление ее на мячах, шариках. При нак­лонности к контрактурам в пястно-фаланговых суставах и ульнарной девиации использовать лечение лонгетами.
  5. При поражении тазобедренных суставов и ограничении в них движений больного надо положить на высокую кровать, чтобы ему было удобнее садиться и вставать. Для борьбы со сгибательными контрактурами в тазобедренных суставах использовать «Польский трон»: под верхнюю часть туловища до ягодичных складок под­ложить матрац 4-5 см. толщины, чтобы нога в расслаб­ленном положении разгибалась в тазобедренном суставе. При этом стопа обязательно должна быть в упоре.
  6. При наклонности к контрактурам в коленных суставах подкладываем валик под пятку (на 2 выше пятки), а на бедра можно положить мешочки с песком или лучше положить «фиксатор» сделанный из плотной ткани шириной 10-12 см и по бокам карманы для груза.
  7. При поражении плечевых суставов чаше менять положения: отводить руки в стороны, подкладывать под плечевые суставы валики, надувные шары. При возможности заводить руки за голову, за спину.
ЛФК и правильный функциональный стереотип у больных ревматоидным артритом при поражении кисти

Уже в начальном периоде ревматоидного артрита в процесс вовлекаются суставы кистей и лучезапястные суставы, составляющие одну функциональную единицу. В первую очередь поражаются пястно-фаланговые и проксимальные межфаланговые суставы. Прогрессирование процесса приводит к формированию различного типа подвывихов и деформаций.

Наиболее типичной для ревматоидного артрита является ульнарная девиация кисти - отклонение пальцев в сторону локтевой кости, обусловленное подвывихами пястно-фаланговых суставов из-за воспаления и слабости мышечно-связочного аппарата и (сглаживания) уменьшения поперечного и продольного сводов кисти. Такая форма кисти получила название "плавник моржа". Деформация пальцев в виде "шеи лебедя" происходит при формировании сгибательной контрактуры в пястно-фаланговых суставах, переразгибании проксимальных и сгибании дистальных межфаланговых суставов. Деформация пальцев кисти может иметь вид "бутоньерки" за счет выраженного сгибания пястно-фаланговых суставов при переразгибании дистальных межфаланговых суставов.

Все эти деформации кисти резко ограничивают ее функцию, затрудняют выполнение обычных движений, элементов самообслуживания и профессиональной деятельности, а затем приводят к инвалидности.

Для сохранения функциональной способности кисти бальным ревматоидным артритом в первую очередь необходимо выработать и постоянно контролировать правильный функциональный стереотип положения кисти, движений в выгодной физиологической позиции.

Основные положения и принципы:
  1. Соблюдение прямой оси кисти при выполнении производственных и бытовых манипуляций.
  2. Максимальное уменьшение нагрузки на концевые фаланги (не давать большие силовые нагрузки на подушечки пальцев).
  3. Избегать движений в ульнарную сторону (в сторону мизинца).
  4. Сохранять поперечный и продольный своды кисти.
  5. Основные исходные положения кисти: кисть на ребре или ладони.
  6. Соблюдать правильное положение кисти в покое (кисть на ребре, на предплечье, на конусе, цилиндре или шаре.)
  7. Для силовых хватов использовать крючковый хват с цилиндрической или конусовидной формой ручек.
  8. Писать утолщенными конусовидными ручками или карандашами.
  9. Обучение больных правильному функциональному положению кисти проводить на занятиях с использованием бытовых стендов.
  10. Постоянное осуществление контроля медицинского персонала и родственников больного, самоконтроля за соблюдением всех положений нового функционального стереотипа у больных ревматоидным артритом (см. приложение в конце издания).

Больных ревматоидным артритом следует обучать на специально оборудованном стенде правильно выполнять элементы самообслуживания: утренний туалет, причесывание, пользование ножом, вилкой, ложкой.

Для сохранения поперечного и продольного свода кисти используют изометрические упражнения на шаре или в лонгете. Они проводятся в правильной коррекции, с силой сокращения равной 1/2 или 1/3 максимальной силы сжатия кисти. Длительность мышечных сокращений обратно про­порциональна активности процесса: чем выше активность процесса, тем короче должно быть время сокращения мышц.

В период обострения ревматоидного артрита мышечных сокращений следует избегать, но надо расслаблять кисть на шаре или конусе.

Выполняя лечебную гимнастику для всей верхней конечности целесообразно также фиксировать кисть на шаре, т.к. сохранение правильной позиции кисти будет с одной стороны, способствовать изометрическому сокращению ее мышц, а с другой — улучшению кровообращения во всей конечности.

Правильный функциональный стереотип кисти закрепляется лечебной физкультурой, трудотерапией: шитьем на ручной и ножной машинке, вязанием на вязальной машине, электровыжиганием по дереву или выпиливанием с использованием электролобзика.

В некоторых случаях, особенно во время сна, больной теряет контроль за положением кисти. В этих случаях, а также для предупреждения изменений поперечно-продольных сводов кисти и для повышения мышечной силы ослабленных мышц при проведении изометрических упражнений следует использовать ортезы — особые приспособления, сделанные из полимеров, которые удерживают суставы кисти и лучезапястные суставы в правильной физиологической позиции.

Примерный комплекс упражнений для больных ревматоидным артритом с поражением кисти

И.п. - сидя за столом.

  1. И.п. - кисти на краю стола, параллельно друг другу. Поворот кистей ладонями вверх, вниз (8-10 раз).
  2. И .п. - то же. Опустить 1-ый палец за край стола, и и.п.(8-10 раз)
  3. И.п. - кисти на столе. Поднимание кистей и опускание (1-ый палец отведен) (8-10 раз).
  4. И.п. - то же. Поднимание пальцев, опускание. (Ладонь прижата к столу) (8-10 раз).
  5. И.п. - руки вперед, пальцы сжаты в кулак. Круговые движения кистями внутрь (4-6 раз).
  6. Руки на столе. Приведение в л/з суставе (внутрь, 4-6 раз).
  7. И .п. - локти на столе вместе, кисти вместе. 1 -2 разведение локтей в стороны (скольжением), не разъединяя кистей; 3-4 соединение локтей (8-10 раз).
  8. И.п. - локти на столе, кисти соединены, пальцы разведены. 1-2-3-4 "собрать" пальцы в горстку с напряжением. 1-2-3-4 - соединить кисти (ладони вместе) (6-8 раз).
  9. И.п. - кисти на столе. 1-2 - сгибая пальцы собрать кисть в неполный кулак с напряжением, 3-4 - расслабить пальцы (6-8 раз).
  10. И.п. - кисти на ребре. 1-2 - "ворота закрыть" - согнуть кисти в пястно - фаланговых суставах, 3-4 - разогнуть "ворота открыть" (6-8 раз).
  11. И .п. - ладонь на ребре. Отведение большого пальца (6-8 раз).
  12. И .п. - руки на столе, согнуты в локтях. Сжимаем пальцы в кулак - сначала фаланги, потом полностью в кулак (6-8 раз).
  13. И .п. - ладонь на ребре. Отведение и приведение каждого пальца (8-10 раз).
  14. И .п. - то же. Круговые движения большим пальцем к себе (4-6 раз).
  15. И .п. - руки перед грудью, ладони вместе, локти вместе. Наклон ладонями вправо - влево (8-10 раз).
  16. И .п. - ладонь на ребре. "Колечки" - каждым пальцем "поздороваться" с большим пальцем. (8-10 раз).
  17. И. п. - 1-ые пальцы отведены на палке, четыре пальца обхватывают палку. 1-2 выпрямить пальцы, 3-4 согнуть. (8-10 раз).
  18. И. п. - палка сжата руками. 1 поднять большой палец, положить его на палку, 2 опустить вниз. (4-6 раз).
  19. И .п. - ладонь на ребре, шарик в руках. На 1-2-3 сжать шарик, на 4-5-6 ослабить пальцы (4-6 раз).
  20. И .п. - палка вертикально на столе. Перебираем пальцами палку снизу вверх. Одна рука, за тем другая (4-6 раз).
  21. И .п. - манипуляция с мелкими губками. По одной губке набираем полную кисть, делаем два - три сжатия кисти и выбрасываем губки, и вновь набор в кисть (2-3 раза).
  22. Потереть ладони друг о друга (10-12 раз).
  23. И .п. - шарик под лучезапястной сустав. Поднимаем кисть кверху. Пальцы вместе. (5-6 раз).
  24. Покатать шарик раскрытой кистью в сторону к себе. (5-7 раз).
  25. И .п. - рука на локоть, шарик обхватываем кистью. Вращение кисти в лучезапястном суставе только к себе (5-6 раз).
  26. Шарики, зажатые кистью проводим к плечам – вдох (хлопнуть). Выдох - шарики опуская. (5-6 раз)
  27. "Бокс" с шариками. (5-6 раз).
  28. Упражнение с конусом. Сжатие кисти со счетом 1-2-3-4-5 и разгибанием 1-2-3-4-5. (изометрическое сжатие). Повторять 5-6 раз.
  29. Раскатывание палки кистью под лучезапястной сустав (ладонью, ребром и тыльной поверхностью кисти). (5-6 раз).
Примерный комплекс упражнений для голенностопных суставов

И .п. - сидя на стуле.

  1. Ноги на ширине плеч. Сгибать и разгибать пальцы ног (6-8 раз).
  2. И .п. - то же. Сгибать и разгибать стопы (6-8 раз).
  3. И .п. - то же. Опираться попеременно на наружный край то одной, то другой стопой (8-10 раз).
  4. И .п. - то же. Поднимаем и опускаем большой палец стопы (8-10 раз).
  5. И .п. - носки вместе, пятки – врозь. Поочередно поднимаем пятки (6-10 раз).
  6. И .п.- ноги вместе. Пальцами и передней частью подошвы одной ноги скользим снизу вверх по голени другой ноги (8-10 раз).
  7. И .п. - стопы вместе. Перекаты (10-15 раз).
  8. И .п. - носки вместе, пятки врозь. Не отрывая стопы от пола, сводить и разводить носки, пятки на вместе (6-8 раз).
  9. И .п. -стопы вместе, сгибая пальцы, подтягивать пятку ("ползем" вперед) (7-8 раз).
  10. И .п. - опереться на мяч внутренними краями стоп. Катать его круговыми движениями (4-6 раз).
  11. И .п. - зажать мяч внутренними краями стоп. Поднимая одну стопу вверх, а другую опуская вниз, перекатывать мяч по голени (4-6 раз).
  12. И .п. - ноги на ширине стопы. Положить у ног длинный кусок ткани и передвигать пальцами к пяткам (4-6 раз).
  13. И .п. - то же. Захватывать пальцами одной, потом другой ноги мелкие предметы (карандаши, пуговицы) (6-8 раз).
  14. И .п. - нога на ноге. Круговые движения стопой (4-6 раз).
  15. И .п. - ноги на палке. Катать ее вперед, назад (4-6 раз).
  16. И .п. - палка под пальцы ног. Прижаться пальцами к палке расслабить пальцы (7-8 раз).
  17. И .п. - стопы вместе. Попеременное сгибание и разгибание ног (скольжение по полу) (4-6 раз).

И .п. - стоя.

  1. И .п. - ноги на ширине стопы. Подниматься и опускаться на носках (8-10 раз).
  2. И .п. - то же. Сводить и разводить носки, пятки на месте (6-8 раз).
  3. И .п. - руки на пояс. Ходьба вдоль палки, то одной, то другой ногой. Затем двумя ногами вдоль палки (6-8 раз).
  4. И .п. - то же. Ходьба поперек палки (8-10 раз).
  5. И .п. - ноги на ширине плеч. Ходьба на месте, наступая на палку средней частью то одной, то другой стопы. (6-8 раз).
  6. И .п. - стоя на куске ткани. Собрать ткань с помощью пальцев ног к середине стопы (4-6 раз).
  7. И .п. - сидя, ноги согнуты в коленях. Разведя колени, соединить стопы подошвенной стороной. (6-8 раз).
Хостинг от uCoz